Создатель «вредных советов», известный писатель Григорий Остер недавно порадовал читателей новинкой — серией книг под названием «Дети и Эти». В них собраны веселые и поучительные рассказы о непростых взаимоотношениях детей и родителей.
Знатоки утверждают, что этими коротенькими историями писатель открыл оригинальный жанр, как когда-то придумал жанр «вредных советов».
«Вечерка» отправилась домой к Григорию Остеру, чтобы поговорить с писателем и отцом пятерых детей о книгах, о чтении и об отношениях детей и «этих», то есть взрослых.
Григорий Бенционович, что такое интересное вы подметили в жизни детей и их родителей, что даже новую книжку про это сочинили?
Все мои книги, даже сказочные истории, построены на взаимоотношениях разных поколений и разных характеров. Новые книги про то же, про что я писал всегда, только другим образом и другим способом сделанные: дети в этих историях действуют как взрослые, а взрослые — как дети.
И огромное количество ситуаций, которые люди не видят, потому что у них глаз замылился, становятся ясными, когда персонажи меняются местами.
А можете привести пример?
Пожалуйста. Многие родители считают своим долгом научить ребенка не жадничать. Я во «Вредных советах отцам подрастающих детей» уже говорил: если вы стремитесь, чтобы ребенок отдавал свои игрушки, то не забывайте покупать ему каждый день новые. Потому что для ребенка взять и отдать игрушку — это очень серьезный поступок.
Взрослые смотрят на это одними глазами, а ребенок — совершенно другими. Чтобы помочь увидеть взрослому эти разные точки зрения, я беру ситуацию и переворачиваю ее вверх ногами. И рассказываю историю под названием «Смертельные котлеты от жадности» про папу, у которого была замечательная, красивая жена, мама мальчика. Как папа был доволен, что она купила себе новое платье, и даже на радостях пошел с ней во двор погулять. И все соседи и друзья восхищались мамой. А папа еще больше стал ее нахваливать, ведь мама еще и котлеты вкуснейшие жарит. И соседи стали просить папу дать прогуляться по двору с его женой.
И как в результате он не на шутку разнервничался...
И много у вас таких историй?
Предостаточно. Вот вышло уже две книги, сейчас завершил третью и работаю над четвертой. Думаю, что будет еще продолжение.
Эти книги как для детей, так и для взрослых. Я вообще считаю, что детская книга — специальное устройство для взаимоотношения взрослых и детей, детей и взрослых. Поэтому я всегда писал детские книги так, чтобы взрослым тоже было там что читать и чтобы было интересно.
А чем вообще детская книга отличается от взрослой?
В двух словах об этом не скажешь. Понятие детской книги — оно плавающее. Есть ведь большое количество книг, которые писались для взрослых, но они, как дрейфующие льдины, постепенно отошли в сторону детской литературы. Ну, например, «Путешествия Гулливера». Когда Свифт их писал, ему и в голову не могло прийти, что этой книгой будут зачитываться дети. Видимо, что-то есть в этой литературе, что очень нужно детям.
Кстати, а когда лучше ребенка учить читать? Есть много противников раннего чтения, как и раннего развития.
Здесь такая ситуация. Буквы — это вторая сигнальная система, это абстрактное мышление. И оно формируется полностью у ребенка к четырем годам. Поэтому психологи предостерегают: если ребенка начать учить буквам тогда, когда у него еще не сформировалась вторая сигнальная система, то он может сойти с ума. Потому что будет думать, что все предметы имеют значение. И не только буквы, а вот этот стул что-то значит. Но есть дети, у которых вторая сигнальная система формируется уже в два года. Поэтому их можно учить читать и раньше. Так что если ребенок хочет и стремится читать, это замечательно, и не стоит этому препятствовать.
Но сегодня родители жалуются, что дети не хотят читать.
Они не читают по нескольким причинам. Главная из них — им не читают взрослые. Да и сами взрослые не читают, дети их не видят с книгой. Не читают взрослые — не будут читать дети.
// vmdaily.ru